Образ, овеянный романтикой

Птицы - один из излюбленных литературных сюжетов. Многие народы наделяли птиц способностью предугадывать будущее и воспевали пернатых прорицателей в поэмах, сказках и мифах. В поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" боги ассоциируются с птицами: Афина, богиня мудрости, - с совой; Аполлон, бог солнца, - с соколом; Афродита, богиня красоты, - с голубем. Петухи, журавли, ласточки, аисты, сойки, павлины, соловьи, орлы и вороны стали героями басен Эзопа, жившего в Греции 8000 лет назад. В индийском эпосе приводится притча о попугае, который в течение 70 вечеров рассказывал молодой женщине захватывающие истории, причем каждый вечер разные, чтобы воспрепятствовать ее встречам с любовниками, пока законный супруг находился в отъезде. В пьесах Шекспира вороны символизируют силы тьмы и зла, голуби и лебеди - белизну и чистоту, а соловьи навевают мысли о спокойствии и красоте рассвета или заката. Птицы послужили источником вдохновения для авторов целого ряда поэтических произведений. Широко известны стихотворения П. Шелли "Жаворонку", "Ода соловью", Р. Эмерсона - "Синица", А. Фета - "Ласточки", "Вольный сокол", романс "Соловей" на слова А. Дельвига. В лирической балладе С. Колериджа "Песня старого морехода" альбатрос описан как божественная птица, предвещающая удачу, но горе моряку, причинившему ему зло.

Заразительные танцы

У древних народов птицы считались посредниками между миром людей и миром духов, поэтому отношение к пернатым зачастую было пронизано чувством мистического страха. Хотя птиц во все времена добывали ради мяса и перьев, охота на них обставлялась сложными ритуалами поклонения, призванными отвести от охотников гнев мстительных духов. Птицы с их нарядным оперением, сложными ритуалами ухаживания и токовыми полетами оказали огромное влияние на формирование танцевальной культуры многих народов. Эти танцы имели большое культурное и духовное значение. Различные племена индейцев использовали перья в головных уборах, а также исполняли танец орла, который, как они верили, принесет им удачу на охоте. Ирокезы и в наше время исполняют танец орла, чтобы выразить дружеские чувства, благодарность или излечиться от болезни. В других индейских племенах танцоры подражали движениям самцов луговых тетеревов во время токования. В горных районах Папуа - Новой Гвинеи аборигены все еще изготовляют головные уборы из перьев райских птиц и копируют их брачные танцы. Туземцы с островов Торресова пролива исполняют танец, напоминающий токование пегого плодоядного голубя. Брачные демонстрации фазанов, обитающих в горах Китая, нашли отражение в ганцах местных жителей, а танцы ухаживания японских журавлей были скопированы в народных танцах жителей острова Хоккайдо (Япония).


Тотемные столбы на западном побережье Северной Америки часто изображают птиц и зверей, наделенных мистической способностью вызывать дождь, гром и молнию. По верованиям индейского народа тлинкиты птица-громовержец несет на своей спине воду, которая проливается дождем.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был в числе первых исследователей полета птиц. Заметки к рисункам Леонардо часто писал с помощью зеркала, чтобы держать свои исследования втайне.

На картине "Моряки и альбатрос" изображена замерзшая команда судна, которую рассматривает прилетевший альбатрос, Возможно, именно эта картина побудила С. Колериджа написать известную балладу "Песня старого морехода".

Наскальный рисунок (петроглиф) из Нью-Мексико (США). Животные, птицы часто встречаются среди наскальных изображений у древних народов.

Белый голубь, летящий с оливковой ветвью в клюве, - широко известный и общепризнанный символ мира и добрых намерений, изображен на эмблеме Организации Объединенных Наций.